Общая информация о Системе долговременного ухода
Типовая модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе (далее соответственно- модель, система долговременного ухода, граждане, нуждающиеся в уходе), разработана в целях реализации федерального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения " Старшее поколение" национального проекта "Демография" в рамках мероприятия по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами как составной части мероприятий, направленных на поддержание здоровья человека, связанного с нарушением психически физических функций, к которым в том числе относятся: ограничение мобильности, снижение когнитивных способностей и активности, проблемы со слухом и зрением, недоедание, утрата социальных связей, депрессия и одиночество.
Долговременный уход -это ориентированный на граждан пожилого возраста и инвалидов скоординированный способ предоставления необходимой им помощи, позволяющий поддерживать -их здоровье, функциональность, социальные связи, интерес к жизни.
- Внедрение системы долговременного ухода осуществляется на основании Федеральноrо закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ),Федерального закона от 24 ноября 1995 г,№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Закона Российской Федерации от 2 июля 1992г.,№ 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
- В систему долговременного ухода включаются граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.- № 442-ФЗ, в том числе граждане с психическими расстройствами. Приоритетным правом на включение в систему долговременного ухода обладают инвалиды и участники Великой Отечественной войны.
- В модели используются следующие понятия:
- система долговременного ухода- система организации и предоставления органами и организациями социальных, медицинских, реабилитационных и абилитационных услуг гражданам, нуждающимся в уходе, основанная на межведомственном взаимодействии;
- уход, совокупность действий в отношении граждан, нуждающихся в уходе, обеспечивающих безопасные условия их проживания и способствующих поддержанию оптимального уровня физического, психического и эмоционального благополучия, облегчению болезненных состояний и предотвращению возможных осложнений;
- социальные услуги по уходу-услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан, нуждающихся в уходе, сохранение их жизни и здоровья посредством осуществления ухода и систематического наблюдения за их состоянием;
- социальный пакет долговременного ухода-гарантированные перечень и объем социальных услуг по уходу, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому гражданину, нуждающемуся в уходе, на основании определения его индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
- граждане, нуждающиеся в уходе, - лица старше трудоспособного возраста и инвалиды, полностью или частично утратившиеся способность либо возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
- граждане, осуществляющие уход, - лица из числа ближайшего окружения, осуществляющие уход за гражданами, нуждающимися в уходе, на основе родственных, соседских или дружеских связей.
4. Социальные услуги и социальные услуги по уходу, включенные в социальный пакет долговременного ухода, предоставляются гражданам, нуждающимся в уходе, на основаниях, установленных статьями 14,15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г № 442-ФЗ, и модели соответственно.
Цели и задачи внедрения системы долговременного ухода
Цели системы внедрения долговременного ухода- обеспечение гражданам, нуждающимся в уходе, поддержки их жизнедеятельности для максимального долгого сохранения привычного качества жизни, а также содействие гражданам, осуществляющим уход.
Задачи внедрения системы долговременного ухода:
- совершенствование механизмов выявления граждан, нуждающихся в уходе, для включения их в систему долговременного ухода;
- совершенствование механизма определения индивидуальной потребности граждан, нуждающихся в уходе, в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
- совершенствование механизмов предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;
- организация содействия гражданам, осуществляющим уход;
- создание и развитие инфраструктуры системы долговременного ухода, в том числе на базе негосударственных организаций;
- подготовка (переподготовка)кадров для системы долговременного ухода;
- организация межведомственного взаимодействия в рамках системы долговременного ухода, включая отработку механизмом обеспечения согласованности деятельности уполномоченных органов, организаций и их работников;
- обеспечение информационной поддержки системы долговременного ухода;
- обеспечение поддержки добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров), содействующих развитию системы долговременного ухода.
Участники системы долговременного ухода
Участниками системы долговременного ухода являются:
- Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации – оператор системы долговременного ухода в части финансового обеспечения предоставления гражданам, нуждающимся в уходе, социального пакета долговременного ухода;
- уполномоченные органы- органы государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на осуществление полномочий в сфере социального обслуживания, социальной защиты, охраны здоровья, образования на территории субъекта Российской Федерации;
- уполномоченные организации- находящиеся на территории субъекта Российской Федерации;
- организации социального обслуживания независимо от организационно-правовой формы, индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание (далее- поставщики социальных услуг);
- медицинские организации независимо от организационно- правовой формы, осуществляющие в качестве основного (уставного)вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность;
- региональные и территориальные координационные центры, созданные в организациях, подведомственных органу государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, не являющихся поставщиками социальных услуг;
- организации независимо от организационного-правовой формы предоставляющие услуги по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов;
- федеральные учреждения медико-социальной экспертизы;
- страховой эксперт-представитель территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, уполномоченный на осуществление следующих функций:
согласование правильности установления уровня нуждаемости гражданина в уходе и дополнения к индивидуальной программе предоставления социальных услуг (далее – дополнение к индивидуальной программе);
согласование договора о предоставлении социального обслуживания (далее - договор) на предмет соответствия дополнения к индивидуальной программе условиям договора;
проведение проверки исполнения поставщиком социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода;
осуществление контроля качества предоставления гражданину, нуждающемуся в уходе, социальных услуг, включенных в социальный пакет долговременного ухода;
подтверждение оказания социальных услуг по уходу, включенный в социальный пакет долговременного ухода, для оплаты его стоимости Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации поставщику социальных услуг;
- работники уполномоченных организаций, участвующие в предоставлении социальных, медицинских, реабилитационных и абилитационных услуг, предоставляемых в рамках системы долговременного ухода гражданам, нуждающимся в уходе, а также в обеспечении функционирования системы долговременного ухода;
- граждане, осуществляющие уход;
- граждане, нуждающиеся в уходе.
Нормативная база
Приказ Министерства труда и Социальной защиты Российской Федерации № 781 от 15.12.2022 г. «О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2023 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в постороннем уходе»;